8 (495) 663 - 55 - 77
Схема проезда
Пресс-Центр

06-10-2014

Журнал «Вестник РСС». Статья «Закон №44-ФЗ: Первые итоги, подводные камни, неучтенные моменты»


На новые законодательные акты в области госзакупок возлагались большие надежды. Если прежний закон №94-ФЗ в основном регламентировал только критерии выбора поставщика, то действующий с 1 января этого года Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должен был подробно описать и регламентировать весь процесс реализации договора: от планирования закупок и выбора поставщика до закрытия контракта. И это должно было сделать сферу контрактных закупок более прозрачной как для контролирующих органов, так и для заказчиков и поставщиков, снизить коррупционную составляющую данного процесса.

По итогам прошедших восьми месяцев работы нового закона можно сказать, что пока он не в полной мере соответствует требованиям современного строительного рынка. О некоторых подводных камнях, которые проявились в ходе работы по новому закону, и хочется рассказать.

Ключевой проблемой сегодняшних торгов является демпинг. Несмотря на статью 37 Федерального закона 44-ФЗ, которая прописывает антидемпинговые меры в сфере госзакупок, необоснованное снижение цен участниками торгов по-прежнему остается крайне актуальной проблемой для добросовестных участников рынка. 

В данный момент в законодательстве действуют два антидемпинговых барьера – обеспечение контракта и подтверждение добросовестности поставщика. К сожалению, ни один из этих барьеров не может в полной мере защитить рынок от необоснованного снижения цен. Дополнительное финансовое обеспечение заявки, позволяющее значительно снижать цену, как правило, не является проблемой для поставщиков, особенно если госзаказ крупный и в значительной мере перекрывает сумму обеспечения.
 
Для нашей деятельности – экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, где крупные госзаказы встречаются реже, чем в других сферах строительства, более актуальным является второй барьер – подтверждение добросовестности заказчика. Однако и он в полной мере не работает. Пройти данное препятствие позволяют три контракта, выполненные в течение последнего года, что не является проблемой для участников торгов. Три контракта для экспертной организации – это ничтожно малый результат; если у компании не будет такого опыта работы, вряд ли она вообще сможет участвовать в торгах.

Чтó в итоге получает заказчик, принимая самую низкую цену, сказать сложно. Есть ценовой предел, ниже которого работа экспертной организации становится убыточной. Для небольших контрактов данный предел определяется достаточно просто. При работе с крупными заказами есть возможность сократить затраты за счет объемов, однако сегодня и крупные контракты зачастую заключаются по такой цене, при которой, на наш взгляд, крайне сложно выполнить работу без потери качества. И здесь уже можно говорить о недобросовестных поставщиках.

Такие игроки сегодня не редкость, и это может проявляться не только в качестве выполненных работ, но и при борьбе за заказы. Тактика «работы» таких компаний очень простая, но эффективная. На торгах появляется игрок, который предлагает нереально низкую цену. Когда все конкуренты отсеиваются, такой игрок уходит сам, оставляя контракт «материнской компании», которая остается на торгах до последнего. Либо применяется вторая схема – предлагается самая низкая цена, которая отсекает всех конкурентов на первом этапе торгов. Во второй части заявок такого «победителя» отклоняют в связи с несоответствием заявленным требованиям, однако к этому моменту вся работа уже сделана – конкуренты все выбыли, осталась лишь «материнская компания». Реальных методов борьбы с такими схемами работы на торгах в законе №44-ФЗ, к сожалению, нет.

Отдельно стоит выделить и проблему коммерческих закупок. Группа игроков, которые обязательно попадают под действие Закона о Федеральной контрактной системе, определена в Федеральном законе №223-ФЗ (Госкорпорации, ГУПы, МУПы, субъекты естественных монополий и т.д.). Однако другие участники рынка также проводят мониторинг цен в части определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с помощью закона №44-ФЗ, но проблема в том, что мониторингом применение закона и заканчивается. Т.е. компании при размещении заказа проводят «Запросы предложений», «Конкурентные переговоры» и прочие мероприятия по выявлению цен. А получив предложения от поставщиков, заказчики часто ссылаются на Гражданский кодекс РФ и объявляют свои торги «не попадающими по действие законов №44-ФЗ и №223-ФЗ». 

В этом случае заказчик может без указания причин отклонять любые заявки, что, конечно, не способствует развитию добросовестной конкуренции на рынке и косвенно указывает на лоббирование «нужного» исполнителя. Строительство – очень затратный процесс, поэтому передать контракт «своим» подрядчикам за небольшой процент является крайне заманчивым вариантом для топ-менеджмента. Недаром сегодня приобретает популярность такая услуга, как форензик – внутрикорпоративные расследования в отношении менеджеров компании. Считаем, что данную проблему можно решать не с помощью внутренних служб безопасности, а в рамках законодательства, т.е. необходима доработка закона о контрактной системе и в направлении коммерческих закупок.

Есть определенные проблемы и с ответственностью сторон в рамках исполнения госзаказа. Например, это касается изменения цены договора/контракта. Закон о контрактных закупках четко регламентирует твердость цены контракта и невозможность ее изменения за исключением отдельных случаев. Несмотря на это заказчики иногда не полностью соблюдают свои обязательства.  Если контракт долгосрочный, скажем, годовое обслуживание, то бывает, что заказчик заявляет об исчерпании лимита денежных средств и прерывает контракт на фактической сумме и объеме полученных услуг, а не на сумме и объеме услуг, прописанных в контракте. Очевидно, что данная проблема должна быть более внимательно изучена контролирующими органами, в частности Федеральной антимонопольной службой (ФАС), для выработки объективных мер воздействия на заказчика при расчете НМЦК долгосрочных закупок.
  
К проблемам с ответственностью стоит отнести и вопрос исполнения сроков контрактов. Как правило, задача по проведению торговой процедуры и связанных с ним формальных мероприятий ставится перед заказчиком вышестоящими инстанциями, поэтому четко исполняется. Однако после публикации протокола подведения итогов, получения обеспечения контракта, формирования данных о контракте в ЕИС некоторые заказчики «успокаиваются» и не спешат с дальнейшей реализацией договора, а бывает даже не предоставляют «победителю» сам контракт в бумажном виде (конкурс, запрос котировок и т.д.). Между тем, в контракте могут быть очень сжатые сроки по исполнению. В таких случаях договор, как правило, подписывается уже после оформления претензий со стороны исполнителя, и исполнение контракта начинается с опозданием. В итоге поставщик может не уложиться в указанные сроки, которые фактически были нарушены заказчиком. А при подписании актов выполненных работ и оплате возникают сложности, вплоть до арбитража и начисления пеней за просрочку исполнения обязательств.

Принимая во внимание вышеописанные проблемы, считаем, что есть смысл практической доработки закона №44-ФЗ в области определения ответственности сторон по исполнению контрактных обязательств.

Стоит отметить, что в целом Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является огромным шагом вперед к повышению прозрачности системы закупок и выработки действенных рычагов ее регулирования. Законодательная база уже позволила выйти на рынок госзакупок множеству новых игроков, в результате чего повысилась эффективность вложений и наметились позитивные сдвиги в реализации госпроектов в целом. Однако, практика его применения выявила неучтенные моменты. Сейчас можно утверждать, что законодательная база для развития контрактной системы есть, но она нуждается в доработке, которую необходимо вести с учетом мнений непосредственных участников рынка. 
 
Пресс-служба ООО «Строительная Экспертиза»

Координаты компании:
Адрес: 129090, Москва, Грохольский переулок, д. 28
Телефон: +7 (495) 663-55-77
E-mail: zakaz@6635577.ru

Скачать PDF


Возврат к списку