8 (495) 663 - 55 - 77
Схема проезда
Пресс-Центр

13-06-2014

Журнал «Вестник РСС». Статья «Национальный строительный рейтинг: быть или не быть?»


В настоящее время в кругах российской политической и бизнес-элиты витает одна очень актуальная мысль, сформулированная и высказанная Игорем Шуваловым - «России нужно собственное рейтинговое агентство!»

Действительно, мировая обстановка, сложившаяся в настоящее время диктует жесткие, порой «военные» требования к оценке обстановки в стране. После 2008 года в мире началось движение по созданию не зависимых от западного мира рейтинговых агентств. В Китае создается целая система, привлекаются рейтинговые бюро из других стран. Ряд стран Европы также заинтересован в не зависимой от Запада оценке деятельности политического и бизнес-сектора. Многие из зарубежных партнеров обращаются к России в надежде на сотрудничество в данной области.

Тем не менее множество агентств, оказывающих услуги по рейтингованию бизнес-сектора в нашей стране, созданы на базе крупнейших западных и европейских агентств, а то и являются их филиалами, что в полной мере сказывается на изменениях показателей национального рейтинга. В конце марта агентство Moody’s поставило суверенный кредитный рейтинг России на пересмотр с возможностью понижения из-за влияния украинского кризиса на экономику страны. Но достойного ответа ввиду отсутствия независимой национальной системы рейтингования Россия на данном этапе предоставить не может.

Проблемная зона рейтингования в нашей стране достаточно широка и, конечно же, напрямую влияет на сферы ключевые сферы деятельности экономики страны: строительство, закупки, финансы и т. п. В настоящее время система рейтингования построена в основном на финансовом анализе компании с присвоением кредитного рейтинга, она достаточно развита в банковской сфере.

Что же касается российского строительного сектора, то здесь мы не наблюдаем устоявшейся, работающей системы рейтингования организаций строительной сферы, которая могла бы давать независимую оценку деятельности компаний, присваивать рейтинги, которые стали бы пропуском российских компаний на мировой рынок, независимо от западных мнений. Введение в обиход термина «строительного рейтинга» позволит компаниям, добросовестно работающим на строительном рынке, оказывающим сопроводительные услуги, в полной мере заявить о своей состоятельности, конкурентоспособности, обеспечить стабильную деловую репутацию на российском рынке. Создание национального строительного рейтинга - ключ к открытости сферы строительства, повышения качества оказываемых услуг, а как следствие – привлечения большего внимания заказчиков и инвесторов к широкому кругу организаций проектирования и строительства, залог честной и плодотворной работы.

Та же ситуация наблюдается в области закупок. Оценка деятельности участников при проведении закупок строится не только на предложенной цене контракта, но и на анализе деловой, экономической, хозяйственной и других видов деятельности организаций. Участники представляют порой колоссальное количество документации в составе заявки, Заказчику необходимо анализировать данную документацию, просчитывать оценочные баллы - все это требует огромных ресурсов. Полученный организацией независимый национальный рейтинг может служить весомым критерием в борьбе за победу. Введение в критерии оценки квалификации участника закупки наличия контактного рейтинга позволит упростить работу закупочных комиссий, сократить сроки рассмотрения и оценки заявок. Данная система рейтингования будет способствовать наибольшей «прозрачности» контрактной системы, поможет заказчику избежать сотрудничества с недобросовестными поставщиками. Так называемые «темные лошадки» - организации с «невнятным прошлым», «однодневки», не способные к получению объективного контактного рейтинга ввиду своей недобросовестности, будут вынуждены пересмотреть принципы своей деятельности, направив их в нужное русло для последующего плодотворного рейтингования.

Все вышеперечисленное говорит об острой необходимости создания организации, способной внедрить систему национального независимого рейтинга в российскую экономику. Рейтинговые агентства, созданные и функционирующие в настоящее время на российском рынке, в большей части составляют рейтинги финансовой ликвидности банков, финансовой устойчивости организаций, качества систем риск - менеджмента и т. д. В этом плане строительная сфера как-то остается в стороне. Создание такого агентства на базе Российского Союза строителей - организации, имеющей колоссальный опыт работы на российском рынке, консолидирующей в своих кругах львиную долю строительных компаний и организаций, оказывающих сопутствующие услуги, - будет хорошим толчком к развитию независимого национального рейтинга. Формирование реестра национального строительного рейтинга позволит здраво взглянуть на ситуацию в строительной сфере, даст организациям возможность провести сравнительный анализ своей деятельности по отношению к партнерам, конкурентам, поможет более полно раскрыть свои возможности и тем самым расширить круг потенциальных заказчиков.

Создание национального строительного рейтинга позволит укрепить позиции строительной сферы не только в масштабах российской экономики, но и заставит зарубежных инвесторов пересмотреть свои взгляды в отношении не только «якорей» российской строительной сферы, но и обратить внимание на новые компании, способные стать надежными стратегическими партнерами.

Если говорить о конкретных целях данного агентства, то среди них можно выделить следующие:

• содействие Российскому Союзу строителей в проведении работ по оценке конкурентоспособности организаций-претендентов на участие в различных конкурсах, на право членства в РСС и т. д.;

• содействие региональным филиалам РСС в организации и проведении оценочных меропри мероприятий, направленных на формирование рейтингового коэффициента претендента на участие в конкурсе, членстве;

• содействие административно-территориальным образованиям и субъектам Федерации в формировании привлекательного инвестиционного климата;

• содействие реализации «Дорожных карт» проектов строительства, поддерживаемых правительством РФ;

• содействие национальным объединениям и саморегулируемым организациям, входящим в состав РСС, в повышении информационной открытости отрасли;

• создание системы сопоставимого оценивания деятельности компаний по видам деятельности на основе системы рейтингов;

• формирование и развитие рейтинговой методологии, ориентированной на строительный комплекс и другие отрасли экономики;

• популяризация института рейтингования в обществе, профессиональной и экспертной среде, превращение рейтинговой оценки в необходимый атрибут рыночной дисциплины.

И это не полный целеполагающий список данного проекта. Ставя перед собой цель создания независимого, универсального, профессионального источника информации об участниках строительного комплекса России и сопутствующих видов деятельности за счет консолидации методологии и результатов оценивания деятельности на основе принципов независимости, профессионализма и сопоставимости, с целью повышения открытости отрасли, развития общественного контроля за ее деятельностью, а также усиления ответственности участников рынка за качество своей деятельности и, как следствие, повышения безопасности жизненной среды - мы понимаем всю широту охватываемых термином «строительный рейтинг» проблем. Но это не означает, что данная система будет рассчитана только лишь на крупных бизнес-игроков. Рейтинг российского агентства будет обходиться компаниям дешевле, а выполнятся быстрее и с учетом национальной специфики, что станет привлекательным для компаний малого и среднего бизнеса, которые не планируют выход на международный рынок, но заинтересованы в подтверждении качества оказываемых услуг.

Создание национального строительного рейтинга - это не мечта, а крайняя необходимость, диктуемая мировыми реалиями. Этот проект в любом случае необходим для устранения спекулятивных мнений о том, что кто-то зависит от восточных стран, а кто-то от западных.

В настоящий момент рынок рейтинговых агентств глубоко монополизирован, что негативно сказывается не только на данной сфере, но и на конкурентной среде всего российского бизнеса. А как мы знаем, здоровая конкуренция - залог активного развития успешного и качественного бизнеса. 

Скачать PDF


Возврат к списку